Самозахват земельного участка в санитарно защитной зоне

Содержание
  1. Самовольный захват земельного участка
  2. Законодательная база КоАП
  3. Что входит в понятие захват земли?
  4. Виды действий на участке, которые считаются незаконными
  5. Ответственность за нарушение границ самовольным захватом
  6. Досудебное разрешение конфликта
  7. Судебное решение конфликта
  8. Жалоба в Госземнадзор
  9. Сколько стоит занять чужую землю?
  10. Может ли пострадавший сам предпринять какие-либо действия?
  11. Есть ли уголовная ответственность за самовольный захват территории?
  12. Заключение
  13. Ответственность за самовольный захват земли
  14. Ответственность за самовольный захват земельного участка
  15. Административная ответственность
  16. Уголовная ответственность
  17. Самовольное занятие земли по Земельному кодексу
  18. Куда жаловаться при самозахвате земли
  19. Можно ли узаконить самозахват земельного участка
  20. Ответственность за самовольное занятие земель общего пользования
  21. Ответственность за самозахват земли в 2021 году: когда наступает
  22. Основы землепользования
  23. В чем суть самозахвата
  24. Как осуществляется незаконное завладение землей
  25. Возврат незаконно занятых земельных участков
  26. Санкции за незаконный захват
  27. Административное наказание
  28. Примеры из судебной практики
  29. Как узаконить самозахват
  30. Порядок легализации занятого участка
  31. Кому жаловаться на самозахват участка
  32. Охрана земель
  33. Выводы
  34. 2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны и как их обойти
  35. Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже
  36. Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения. 
  37. Как устанавливаются ЗСО?
  38. Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?
  39. Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок
  40. Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.
  41. Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?
  42. Как проверить законность утверждения ЗСО?
  43. Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны
  44. Что можно сделать в такой ситуации?
  45. Инструктаж → Моя земля попала в санитарно-защитную зону. Что делать?
  46. Что такое санитарно-защитные зоны?
  47. Кто и как устанавливает СЗЗ?
  48. Рядом со мной строится мусороперерабатывающий завод. Возможно, моя пашня попадёт в его СЗЗ. Смогу ли я использовать этот участок по-прежнему?
  49. Какие ограничения влечёт СЗЗ, если воздействие объекта всё-таки влияет на безопасность сельхозпродукции?
  50. Как же тогда использовать участок?
  51. Цветы не принесут мне такой прибыли, как пшеница или подсолнечник! Кто компенсирует убытки?
  52. С какого момента можно требовать компенсации ущерба?
  53. Как определяется размер убытков?
  54. Мне не нужны деньги, я хочу работать. Можно ли требовать замены участка на равноценный, но без ограничений?

Самовольный захват земельного участка

Самозахват земельного участка в санитарно защитной зоне

Ведение любой хозяйственной деятельности на чужой территории без разрешения собственника носит название самовольного занятия земли. С точки зрения закона это нарушение, за него предусмотрены меры административного воздействия. В это понятие входят несколько видов противоправных действий, пожаловаться на которые можно в органы исполнительной власти или в суд.

Законодательная база КоАП

Все вопросы землевладения и землепользования сконцентрированы в Земельном Кодексе РФ. Меры, которые принимаются в отношении захватчиков чужих участков, перечислены в Кодексе об Административных Правонарушениях, Статья 7.1. На основании этих документов суд может вынести решение в зависимости от тяжести нарушения и от статуса правонарушителя (физлицо или юр лицо).

Что входит в понятие захват земли?

На сегодняшний день на территории РФ нет участков земли, которые числились бы бесхозными. Любой участок юридически имеет хозяина: это или частное лицо, или муниципалитет, то есть, государство.

Следующие обстоятельства квалифицируются как самовольное занятие чужой территории:

  • использование земельного надела в личных целях без разрешения собственника и информирования его об этом;
  • использование территории без оформления законного права владения или пользования: когда нет документов, на основании которых можно установить право собственности, аренды.

Важно: к правоустанавливающим бумагам относят свидетельство о наследстве, договор купли-продажи, обмена, дарственная или соглашение об аренде.

Если наследник по истечении шести месяцев получил документ о вступлении в права, но не оформил землю, такой случай не относится к самовольному захвату.

Занятие чужой территории может быть установлено, если правопреемник вовсе не обращался к нотариусу и является получателем участка лишь на словах.

  • использование территории не по назначению или без бумаг, разрешающих использование тем методом, который применяется захватчиком;
  • перенос межевых знаков, поворотных точек, забора и тд;
  • возведение капитальных или временных строений с использованием соседней территории за границами своего участка.

Собственник может обратиться в суд, если считает, что его право было нарушено. Это могут сделать как частные лица, так и представители администрации.

Виды действий на участке, которые считаются незаконными

  1. выращивание плодов для личных нужд, возделывание участка;
  2. использование в промышленных целях;
  3. организация на чужом участке животноводческого хозяйства;
  4. постройка на чужой территории любого объекта, включая объекты инфраструктуры (установка котельной, бойлера, колодца, опоры ЛЭП);
  5. систематическая парковка;
  6. постройка здания таким образом, что оно занимает часть чужой территории;
  7. перемещение ограждения своего участка на территорию соседнего;
  8. ведение на участке для сельскохозяйственных нужд какого-либо промышленного дела.

Ответственность за нарушение границ самовольным захватом

Восстановить нарушенные границы собственник может, если документально установит факт самовольного захвата. Методы воздействия на нарушителя:

  • досудебный, путём переговоров;
  • предъявление нарушителю письменных требований лично или заказным письмом с уведомлением;
  • судебный, через исковое заявление по месту проживания нарушителя или месту нахождения участка;
  • через Госземнадзор, написав туда соответствующую жалобу.

Досудебное разрешение конфликта

Собственники могут договориться об использовании земель или устранении нарушений.

Пострадавший может:

  1. попросить освободить территорию. Возможно так же истребовать компенсацию упущенной выгоды;
  2. установить порядок пользования участком на добрососедских началах (взаимовыгодно для обеих сторон; лучше, если выгоды и порядок будут оформлены в письменном виде и закреплён подписями собственников);
  3. установить частный сервитут, то есть, обременение на земельный участок, которое регистрируется в Росреестре;
  4. продать часть участка соседу, оформив процедуру переноса границ и внесения изменений в данные кадастрового паспорта каждого надела.

Если договориться устно не получается, полезным будет направить требования в письменном виде заказным письмом: это поможет в дальнейшем при обращении в суд. Так собственник сможет доказать, что ответчик игнорировал требования освободить территорию.

Судебное решение конфликта

Исковые требования максимально подробно излагаются в заявлении и подкрепляются доказательствами.

Ими могут служить:

  • межевой план с указанием точных границ надела и спорной территории;
  • подтверждение получения требований покинуть участок, письменный отказ ответчика;
  • фото и видеоматериалы, доказывающие ведение незаконной деятельности или наличие построек на территории.

В иске можно упомянуть требование компенсировать убытки (фактически понесённые расходы) и упущенную выгоду. Так, если действия ответчика привели к обеднению земли, либо к невозможности вести на ней разрешённую деятельность (построить дом невозможно, так как не хватает место из-за наличия на территории соседского объекта), истец рассчитывает сумму упущенной выгоды, исходя из обстоятельств.

Обычно судья выносит решение в пользу истца, если тот смог убедительно доказать факт незаконного захвата.

Жалоба в Госземнадзор

Составляется по тому же принципу, что и иск в суд: обстоятельства дела, стороны и требования. В ходе рассмотрения заявки на место выезжает земельный инспектор, который оценивает происходящее и фиксирует нарушение. Сотрудник Госземнадзора может посетить участок и по требованию муниципалитета, если ответчик занял землю, которая принадлежит государству.

Сначала ответчику приходит предписание:

  1. освободить чужую площадь;
  2. восстановить нарушенные границы;
  3. привести участок в исходное состояние;
  4. снести или разобрать капитальное сооружение, перенести временную постройку;
  5. оформить правоустанавливающие документы.

Все действия ответчик должен выполнить за свой счёт. Так же в предписании может быть указан размер компенсации, которую надлежит выплатить пострадавшей стороне. Если ответчик занял муниципальную территорию, в отдельных случаях от может выкупить её.

Если в отведённый срок нарушитель не успел отреагировать на предписание, он становится административным правонарушителем, обязанным выплатить штраф. Основания для наложения административной ответственности фиксируются во время повторной проверки.

Сколько стоит занять чужую землю?

Нарушение предусмотрено ст.7.1 КоАП РФ.

На 2021 год действуют следующие размеры штрафов:

ответчикКадастровая стоимость участка известнаКадастровая стоимость участка не определена
Физические лица1-1,5% от стоимости, не менее 5 тысяч рублей5000-10000 рублей
Должностные лица (представители органов власти, те, кто работает в государственных организациях)1,5-2%, минимум 20 тысяч рублей20000-50000 рублей
Юридические лицаот 100 000 рублей (2-3% стоимости)100-200 тысяч рублей

Важно: чем больше оказалась по площади самовольно захваченная часть, тем выше штраф. На его размер также влияет тяжесть преступления, готовность исправить ситуацию и иные условия

.

Дополнительно ответчика обяжут возместить ущерб от загрязнения окружающей среды, обеднения почвы – для компенсации расходов по приведению территории в исходное полезное состояние.

Госземнадзор инициирует судебное заседание, на котором выносится решение оштрафовать нарушителя. Для того, чтобы избавиться от незаконных построек на своей территории или получить компенсацию и упущенную выгоду, пострадавший также должен дождаться решения суда о сносе.

Если даже решение суда не напугало ответчика, и постройка продолжает стоять, в руки сотрудников Службы Судебных Приставов переходит исполнительный лист. Пристав исполняет судебный вердикт, а затем взыскивает потраченные средства с ответчика. Таким образом, лицо, осуществившее самовольный захват территории, несёт убытки:

  • действия по восстановлению территории, переносу забора и тд;
  • штраф за неисполнение предписания;
  • траты, связанные со сносом незаконных объектов.

Может ли пострадавший сам предпринять какие-либо действия?

Закон позволяет владельцу захваченной территории самостоятельно выдворить нарушителя (ст.14 ГК РФ, самозащита). Однако, эти действия не должны нести моральный, материальный или физический вред нарушителю.

Так, например, пострадавший вправе сам вернуть забор на законное место, перекрыть доступ для парковки автотранспорта. Если речь идёт, например, об электрическом генераторе, пострадавший может просто перенести его на территорию захватчика.

Но в случае, когда сосед построил на чужом участке колодец за свой счёт, лучше обратиться в суд, прежде чем сносить или закрывать этот колодец.

Есть ли уголовная ответственность за самовольный захват территории?

Самостоятельной статьи в УК РФ нет. Однако, если самовольное занятие чужой земли сопровождалось иными деяниями, это станет отягчающим обстоятельством. К ним относятся:

  • мошенничество в одиночку – лишение свободы на срок до 24 месяцев;
  • мошенничество в составе ОПГ – лишение свободы до 6 лет;
  • нарушение правил оборота недвижимости;
  • подделка документов;
  • и другие преступления.

Заключение

Самовольный захват территории – административное правонарушение. Оно может быть зафиксировано как в отношении частного участка, так и в отношении муниципальной земли. Однако, в результате ответчик, занявший чужой надел полностью или частично, понесёт материальное наказание в виде штрафа, возмещения ущерба, убытков и упущенной выгоды.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/samovolnyj-zahvat-zemli/

Ответственность за самовольный захват земли

Самозахват земельного участка в санитарно защитной зоне

Согласно законодательным нормам право владения землей регистрируется в Государственном реестре недвижимости. Использование участка или прилегающей территории без регистрации права собственности является нарушением соответствующих законов.

Ответственность за самовольный захват земельного участка

Термин «самовольный захват» указан в Конституции РФ (статья №35). Самозахват участка земли – использование территории в своих целях без оформления разрешительной документации. К этому нарушению относится, например, возведение пристройки к дому без разрешения на строительство.

ВНИМАНИЕ! Если у земли нет собственника, значит, права на нее принадлежат государству.

Административная ответственность

Использование участка, который не является собственностью гражданина, или ее части расценивается как самозахват. Отсутствие правоустанавливающей документации – основание для привлечения к административной ответственности. Мерой наказания в этом случае является штраф.

Если на захваченном участке возведен дом или другое строение, помимо оплаты штрафа, лицу нужно снести постройку. Если гражданин отказывается делать это добровольно, снос производится в принудительном порядке.

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай имеет уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —звоните нам по телефону(круглосуточно).Это быстро и бесплатно!Москва:+7 (499) 350-88-72
Санкт-Петербург:+7 (812) 309-87-29
Регионы:+7 (800) 555-67-55(доб. 185)

Уголовная ответственность

За самозахват земли не предусмотрено уголовной ответственности. Но если это связано с другим преступлением, в отношении нарушителя используются меры наказания в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Например, при фиктивном получении прав собственности за счет злоупотребления доверием или обмана мера ответственности назначается в соответствии с положениями статьи №159 УК РФ.

Самовольное занятие земли по Земельному кодексу

Согласно Земельному кодексу РФ под самозахватом подразумевается пользование землей в отсутствие оформленного права владения.

Незаконным считается пользование наделом:

  • до принятия решения исполнительным учреждением о передаче имущества или его переоформления;
  • до момента заключения договора о продаже дома и участка;
  • до принятия решения по заявлению о постановлении территории на кадастровый учет;
  • до проведения межевания границ.

ВАЖНО! Такие случаи классифицируются как самовольное занятие территории при активных действиях. Например, огораживание периметра, начало строительства и т. д.

Куда жаловаться при самозахвате земли

Для мирного урегулирования конфликтной ситуации, нужно направить письменное уведомление с планом участка нарушителю с требованием освободить захваченную землю.

Если ответа нет, гражданин обращается в уполномоченное государственное учреждение для решения конфликта. Согласно действующим законодательным нормам для решения вопросов по незаконно занимаемым землям лица могут обращаться в следующие госучреждения:

  • муниципалитет населенного пункта;
  • органы, осуществляющие надзор (Росреестр, Россельхознадзор);
  • полиция;
  • прокуратура.

После получения подтверждения от госорганов о нарушении прав следует обратиться в суд. Для этого гражданину требуется выполнить следующую последовательность действий:

  • Составить исковое заявление.
  • Собрать требуемый пакет документов.
  • Оплатить государственный налоговый сбор.
  • Ожидать рассмотрения заявления и назначения даты проведения судебного заседания.

СОВЕТ! Для решения земельных споров обращаются в гражданский суд. Подавать заявление в вышестоящие инстанции можно при необходимости обжалования вердикта.

Можно ли узаконить самозахват земельного участка

Во избежание привлечения к ответственности за незаконное занятие территории гражданин вправе узаконить использование земли. Участок может быть оформлен в собственность только в том случае, если у него нет другого владельца. Чтобы зарегистрировать такой надел, следует обращаться в ЕГРН.

Ответственность за самовольное занятие земель общего пользования

Пункт 1 статьи №7 КоАП РФ предусматривает наложение наказания в виде штрафа за самовольный захват земли. Размер зависит от кадастровой стоимости владения и составляет:

  • для граждан – от 1 до 1,5% (минимум 5 000 р.);
  • для должностных лиц – от 1,5 до 2% (минимум 20 000 р.);
  • для организаций – от 2 до 3% (минимум 100 000 р.).

Если нет данных о кадастровой стоимости, предусмотрены следующие суммы:

  • для граждан – 5–10 тыс. р.;
  • для должностных лиц – 20–50 тыс. р.;
  • для компаний – 100–200 тыс. р.

Штраф за самозахват земли не назначается, если гражданин получил соответствующее разрешение от собственника и может подтвердить это в суде.

Подписывайтесь на нас:

Группа .comГруппа ok.ru

Источник

Источник: https://zen.yandex.ru/media/urist/otvetstvennost-za-samovolnyi-zahvat-zemli-5c9b24b7d2276333bb4602c2

Ответственность за самозахват земли в 2021 году: когда наступает

Самозахват земельного участка в санитарно защитной зоне
Время чтения: 6 минут

Если земля никем не используется, она может казаться бесхозной. Для владельца сопредельного участка велик соблазн приобщить ее к своей территории.

Но каждый земельный участок в РФ принадлежит организациям, гражданам или государству в лице муниципалитета, региональной или федеральной власти. Самовольное его присвоение – противоправное деяние.

Закон определяет и ответственность за самозахват земли в 2021 году.

Основы землепользования

Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены Земельным кодексом Российской Федерации. Их главные постулаты перечислены в ст. 1:

  • значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
  • приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
  • главенство охраны жизни и здоровья человека;
  • единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
  • платность использования;
  • право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
  • главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
  • деление по целевому назначению на категории;
  • равное соблюдение законных интересов граждан и общества.

Ознакомьтесь подробнее с принципами, на которых основано землепользование в РФ.

В чем суть самозахвата

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.

Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

Санкции против правонарушителей предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (ст. 7.1) и Земельным кодексом (ст. 76).

Кроме предусмотренных этими законами мер, к лицам, занявшим землю без разрешения владельца, применяют и иные санкции. В первую очередь они обязаны возвратить надел собственнику и возместить ему причиненный вред.

Прежде чем решиться на присвоение чужой территории, стоит понимать, что такое самозахват земельного участка и какие правовые последствия он может иметь.

Как осуществляется незаконное завладение землей

Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья.

К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования.

Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.

Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.

Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.

Возврат незаконно занятых земельных участков

Если человек самовольно прирезал к своему наделу часть чужой территории, нужно противостоять ему законными методами. Гражданин, который стал жертвой этого противоправного деяния, должен знать, куда обратиться и что делать в такой ситуации.

Вот как выглядит примерный порядок действий землевладельца, часть территории которого подверглась захвату. Он должен:

  1. Уведомить гражданина, который завладел землей, о том, что его внедрение незаконно.
  2. Выяснить, не имеет ли место мошенничество, незаконное оформление земли в собственность, продажа или сдача в аренду чужого участка.
  3. Если захватчик действует умышленно и злонамеренно, предупредить нарушителя о противоправном характере его поступка и предъявить бумаги, подтверждающие право собственности на землю, например, правоустанавливающий документ, прошедший кадастровую регистрацию и учтенный в Росреестре (ст. 131 Гражданского кодекса РФ).
  4. Если не удалось своими силами освободить самовольно занятый земельный участок, подать заявление в местную администрацию, которая уполномочена решать подобные вопросы.
  5. В случае отказа органа местного самоуправления потребовать выписку или копию протокола административной комиссии.
  6. Обратиться с этим документом в судебную инстанцию по месту расположения земли.

Санкции за незаконный захват

Виды наказания за незаконный захват земель устанавливает ст. 7.1 КоАП. Инцидент может подпасть и под статью Уголовного кодекса, если истцу удастся доказать, что присвоение и эксплуатация участка связана с иными правонарушениями, например, с мошенничеством.

То, какой штраф за самозахват земельного участка в 2021 году заплатит нарушитель, зависит от двух критериев:

  • поставлен ли надел на кадастровый учет;
  • какова его оценочная стоимость.

Административное наказание

При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.

Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:

  • юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
  • должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
  • физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).

Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:

  • юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
  • должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
  • физлица – до 10 тыс. рублей.

Примеры из судебной практики

Слушания по искам о самозахвате земельных наделов достаточно распространены в гражданских судах. Не найдя компромисс в спорах о сотках и границах собственных участков, граждане отправляются за разрешением проблемы в судебную инстанцию. Однако и там не всегда однозначно спор о земле решается в пользу истца.

Собираясь с исковым заявлением в суд, нужно тщательно продумать аргументы своих притязаний и подготовить документальное подтверждение претензий. В противном случае, как показывает судебная практика, в удовлетворении иска может быть отказано.

Как узаконить самозахват

Если территория была занята без согласования с органами власти, возникает вопрос, как узаконить самозахват земельного участка.  Это возможно, но стоит учесть некоторые ограничения.

Правила выкупа надела установлены ст. 39.18 ЗК РФ. Однако определенные категории земель, в отношении которых было совершено незаконное присвоение, легализовать нельзя. К ним относятся:

  • территории, которые выходят в лесную зону;
  • участки, выходящие за «красные линии», которые отгораживают линии электропередач, газопроводы, коммуникационные элементы.

Кроме того, узаконить удастся лишь площади, на которые не претендуют ни юридические, ни частные лица или товарищества. При этом можно как оформить землю в собственность, так и взять ее у владельца в аренду.

Порядок легализации занятого участка

Уладив все спорные вопросы с собственником, можно попытаться узаконить самозахват. Для начала необходимо подать заявление в местную администрацию о перераспределении земли. К этому моменту должны быть готовы документы, подтверждающие право собственности на надел, а также составлен план межевания территории.

Если положительное решение получено, на землю нужно оформить кадастровый паспорт. Для этого к перечисленным выше документам следует приложить:

  • заявление;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • геодезический план территории;
  • документ о владении участком;
  • паспорт гражданина РФ.

Вот и все, что нужно знать о том, как узаконить участок земли прирезанным самозахватом.

После приема документов сотрудники Росреестра в течение 5 рабочих дней обязаны изготовить кадастровый паспорт на земельный участок, согласно положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

Отдельная процедура – регистрация права на участок. Необходимо написать еще одно заявление и уплатить предусмотренную пошлину. Кроме того, нужно предоставить документы, подтверждающие:

  • отчуждение земли,
  • покупку,
  • владение наделом.

Если соискатель будет следовать инструкции, как оформить землю в собственность, его действия почти наверняка увенчаются успехом. Главное, чтобы он не пытался обойти закон и старался избежать разногласий с третьими лицами.

Кому жаловаться на самозахват участка

Если незаконное завладение территорией не вызывает сомнений, а факт ее эксплуатации установлен, у собственника возникает вопрос, куда жаловаться на противоправные действия захватчика.

Первая инстанция – местная администрация, в компетенции которой находится решение подобных вопросов. Если ожидаемый результат не достигнут, придется обратиться с иском в суд по месту нахождения земли.

В исковом заявлении нужно упомянуть:

  • обстоятельства захвата ЗУ;
  • основания возникновения права собственности на надел;
  • перечень мер, принятых для возврата участка.

При составлении иска целесообразно ориентироваться на образец требования об освобождении земельного участка. Он содержит настоятельную просьбу вернуть незаконно захваченный надел.

К исковому заявлению нужно приложить пакет необходимых документов.

Итак, законные права владельца могут быть восстановлены на основании постановления администрации либо по решению суда.

Охрана земель

Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.

Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:

  • недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
  • обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
  • создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.

Законодательством предусмотрены предупредительно-восстановительные меры и юридическая ответственность за нарушение земельно-правовых нормативов.

Узнайте подробнее, что собой представляет и как осуществляется правовая охрана земель.

Выводы

Незаконное завладение земельным наделом и его эксплуатация – это противоправные действия, которые наказываются в соответствии с нормами законодательства РФ.

Захватчик может вернуть землю законному собственнику добровольно, по предписанию администрации или по решению суда.

Если споры о собственности на землю улажены мирным путем и отсутствуют притязания третьих лиц, надел можно узаконить, собрав необходимый пакет документов и совершив установленные законодательством действия.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/otvetstvennost-za-samozaxvat-zemli.html

2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны и как их обойти

Самозахват земельного участка в санитарно защитной зоне
материал обновлен 11 января 2021 года

Зона санитарной охраны водных объектов ограничивает в обороте земельные участки, которые в нее попали.

Участок, ограниченный в обороте не может передаваться в частную собственность[1].

Иными словами, владельцы участков в зоне санитарной охраны, НЕ могут:

  • выкупить землю в собственность, даже если на участке есть их недвижимость,
  • прирезать к своему участку прилегающую территорию,
  • другим способом получить участок в собственность.

Любые ограничения раздражают.

Однако у них есть и положительная сторона.

Например, более низкая кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже

Другими словами,  земля в зоне сан охраны дешевле, чем за пределами ЗСО.

Снижение кадастровой стоимости автоматически влечет уменьшение платы за землю.

Проще говоря, владельцы участков в зоне санитарной охраны должны платить меньший земельный налог или арендную плату.

Однако, некоторые региональные власти не хотят терять часть платежей за землю и начинают хитрить.

Рассмотрим 2 хитрости чиновников, а также способы, как владельцам участков обратить их себе на пользу.

Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения. 

Уловка состоит в том, что власти применяют режим зон санитарной охраны, но при этом юридически их не оформляют.

Разберемся в этой хитрости, чтобы понимать, как из этого извлечь выгоду.

Как устанавливаются ЗСО?

В отношении водных объектов (рек, озер, водохранилищ и т.д.), которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны[2].

Порядок установления ЗСО определяется законом.

Суть порядка[3] сводиться к 2-ум аспектам:

  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
  • утверждение таких зон органами исполнительной власти субъекта РФ.

Другими словами, зоны санитарной охраны водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются органами региональной власти при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Обратите внимание: ЗСО утверждаются не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта РФ, то есть региональной властью.

Для справки.

Как правило, зоны санитарной охраны в населенных пунктах включаются в Правила землепользования и застройки.

На этом основании, чиновники считают, что ЗСО установлены.

Однако, это лукавство, потому что Правила землепользования застройки принимают органы местного самоуправления.

А зоны сан. охраны утверждает региональная власть, а не местная.

Безусловно, муниципалитеты должны отражать в Правилах землепользования и застройки зоны санитарной охраны.

Но должны это делать на основании правовых актов министерств (управлений) региональных правительств или администраций.

Вывод: наличие в ПЗЗ сведений о зонах санитарной охраны не доказывает, что ЗСО установлены законно.

С этим разобрались, двигаемся дальше.

Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?

Наверняка, вы уже поняли, что дело в деньгах.

Не берусь со 100-процентной уверенностью утверждать, что дело именно в финансовой стороне вопроса.

Однако, анализ законодательства в этой области свидетельствует именно об этом.

Объясню подробнее.

Любые органы власти обязаны[4] направлять в Росреестр документы и сведения, в случае принятия решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.

Для сведения.

Зона санитарной охраны является одним из видов[5] зон с особыми условиями использования территорий.

Иными словами, в случае принятия региональной властью решения об утверждении ЗСО, данное решение и сведения из него должны быть переданы в Росреестр.

Решение передается в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом, Росреестр, получив такое решение, вносит в ЕГРН сведения об ограничении земельного участка в виде зоны санитарной охраны.

Идем дальше.

Одним из ценообразующих[6] факторов, который учитывается при определении кадастровой стоимости, является наличие обременений (ограничений), зарегистрированных в ЕГРН.

Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок

Я не очень разбираюсь в методике расчета кадастровой стоимости.

Но что-то мне подсказывает, что ограничение не может увеличивать стоимость участка.

Наоборот, должно её  уменьшать.

Таким образом, юридическое оформление региональной властью решения об установлении зоны санитарной охраны приведёт к появдению в ЕГРН информации об ограничении земельных участков, попавших в ЗСО.

Чтобы эта информация не появилась в ЕГРН и не учитывалась при определении кадастровой стоимости, чиновники просто не оформляют решение в виде правового акта (приказа, постановления и т.д.).

С их точки зрения, всё до безобразия просто: нет документа об утверждении ЗСО, следовательно, нет записи в ЕГРН об ограничении участков.

Как следствие, нет факторов, снижающих кадастровую стоимость земли.

При этом, в государственных информационных системах (ГИС) и Правилах землепользования застройки (ПЗЗ) сведения о зонах санитарной охраны, каким-то волшебным образом появляются.

А поскольку сведения о зонах содержаться в ГИС и ПЗЗ, то чиновники направо и налево «лепят» отказы:

  • в выкупе земельных участков из аренды под объектами ИЖС и другой недвижимостью,
  • отказы в перераспределении (прирезке) участков,
  • отказы по другим процедурам, предусматривающим передачу участков в частную собственность граждан и организаций.

Согласитесь, хитрый подход: плата за землю не снижается, но ограничение на практике применяется. Очень «удобно».

Что с этим делать и как использовать с выгодой для себя, расскажу ниже.

А пока рассмотрим 2-ую хитрость, к которой прибегают власти.

Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.

Иногда органы власти могут идти на такую уловку.

Сообщают, что нормативный акт об утверждении (установлении границ) зоны санитарной охраны принят, но не опубликован, потому что якобы сведения о ЗСО относятся к сведениям государственной тайны.

Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, потому что ни Указом[7] Президента РФ, ни законом[8], зоны санитарной охраны не отнесены к сведениям государственной тайны.

Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?

Должен предупредить о следующем: у меня нет информации, что абсолютно во всех регионах РФ власти применяют вышеописанные хитрости с зонами санитарной охраны.

По этой причине, целесообразно предварительно проверить: хитрят ли власти в вашем регионе с установлением зон санитарной охраны или действуют законно.

Как проверить законность утверждения ЗСО?

Проверку следует начать с получения выписки из ЕГРН.

Обратите внимание.

Изначально исходим из того, что земельный участок расположен поблизости от водоема и/или уже был получен отказ по причине наличия зоны санитарной охраны.

Получить выписку можно в Росреестре или через онлайн сервис.

В полученном документе нас интересует строка – «Особые отметки».

Если в этой строке отсутствуют сведения о зоне санитарной охраны, то это может означать одно из 2-х:

  • зона не устанавливалась, и соответственно нет правовых оснований передавать сведения в Росреестр,
  • зона фактически установлена, но власти не передали сведения в Росреестр.

В первом случае, когда ЗСО не устанавливалась, то есть вы не испытываете никаких ограничений в виде отказов в выкупе участка, прирезке дополнительной земли и т.д.,  следует вывод, что все законно.

Во втором случае, когда зона фактически установлена, то есть вам отказали в выкупе участка, в прирезке земли или в ином способе получения участка в собственность по причине наличия ЗСО, то данное обстоятельство 1-ый признак того, что власти хитрят в этом вопросе.

Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны

Особое внимание уделите сайту министерства (управления) ЖКХ вашего региона, потому что чаще всего утверждение ЗСО передают в компетенцию данного органа.

Проверку сайта можно проводить следующим образом.

В разделе «Поиск по сайту» вводите поочередно следующие запросы:

  • зона санитарной охраны,
  • утверждение зоны санитарной охраны,
  • ЗСО,

полученные результаты проверяйте на наличие правовых актов об утверждении ЗСО.

Не лишним будет направить письменный запрос на имя главы региона (губернатору) с просьбой сообщить – утверждался ли проект либо границы зоны санитарной охраны.

Примерный вариант запроса может быть таким.

Правительство Тьмутараканской области

Губернатору Пыжикову Соломону Альбертовичу

от

Иванова Ивана Ивановича,

проживающего: Тьмутараканская область,

Беспросветный район,

с. Прощайнадежденское,  ул. Пустая дом 5.

 Уважаемый Соломон Альбертович!

           Прошу сообщить, утверждались ли проект и/или границы зоны санитарной охраны для с. Прощайнадежденское.

            В случае, если зоны санитарной охраны утверждались, прошу сообщить:

  • номер, дату и наименование нормативного правового акта, которым были утверждены зоны санитарной охраны,
  • источник официальной публикации указанного нормативного правового акта, в том числе, наименование источника, номер и дата периодического издания официальной публикации.

Кроме этого, прошу сообщить, по какой причине сведения об утвержденных зонах санитарной охраны до сих пор в порядке межведомственного информационного взаимодействия не переданы в Росреестр.

 Дата. подпись.

Результаты проведенной проверки могут быть разными.

Но условно их можно свести к 2 знаменателям:

  1. зоны фактически установлены и есть нормативный акт региональной власти об установлении зон.
    Данный акт официально опубликован, вступил в силу и с полным текстом можно ознакомиться, чтобы проверить в самом ли деле ваш участок находится в пределах ЗСО.
  2. зоны фактически установлены, но нет нормативного акта об их установлении.
    Чиновники могут говорить, что такой акт есть, но найти его не возможно. Текст нигде не опубликован.

Второй вариант уже более убедительно свидетельствует о том, что власти хитрят в вопросе юридического оформления зон санитарной охраны.

Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ во многом зависит от ваших целей.

Первый вариант.

Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.

Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.

По данному вопросу есть положительная судебная[9] практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.

Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей[10] Кодекса административного судопроизводства.

Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.

Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.

На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.

Второй вариант.

Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.

Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.

Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.

  • направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.

Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.

Тем не менее, позволять «дурить» себя, не самый лучший выбор.

Желаю хорошего дня и успешного обхода зон санитарной охраны.

Источник: https://paruslex.ru/zona-sanitarnoy-ohrani/

Инструктаж → Моя земля попала в санитарно-защитную зону. Что делать?

Самозахват земельного участка в санитарно защитной зоне

В связи с “мусорной реформой” некоторые аграрии могут столкнуться с наложением на их сельскохозяйственные участки санитарно-защитных зон. Это может повлечь ограничения в использовании земли. Рассказываем, как компенсировать ущерб и избежать конфликтов с проверяющими органами.

Что такое санитарно-защитные зоны?

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это условная “граница” вокруг объекта капитального строительства, который имеет вредное воздействие на среду обитания человека.

СЗЗ устанавливают затем, чтобы сохранить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

СЗЗ регистрируется в Едином государственном реестре недвижимости, а на земельные участки, попавшие в неё, накладываются определённые ограничения. Например, запрет на строительство жилых домов, образовательных и медицинских учреждений, спортивных сооружений открытого типа.

Кто и как устанавливает СЗЗ?

Правила установления санитарно-защитных зон закреплены в постановлении Правительства РФ от 3 марта 2021 года № 222.

Инициатором разработки СЗЗ, как правило, является владелец опасного объекта. Он заказывает проектную документацию на установку СЗЗ, а дальше согласует этот проект с рядом ведомств.

Решение об установлении или изменении СЗЗ принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или её территориальные органы (в зависимости от класса опасности объекта).

В решении об установлении СЗЗ Роспотребнадзор указывает, какие земельные участки попадают в эту зону и какие ограничения на них накладываются.

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Рядом со мной строится мусороперерабатывающий завод. Возможно, моя пашня попадёт в его СЗЗ. Смогу ли я использовать этот участок по-прежнему?

Всё будет зависеть от того, какое воздействие (“выбросы”) производит объект.

Если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие этого объекта приведёт к нарушению качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, то на ваш участок будут наложены ограничения.

Если же воздействие объекта никак не повлияет на качество и безопасность продукции, которую вы выращиваете, участок можно будет использовать так же, как и раньше.

Какие ограничения влечёт СЗЗ, если воздействие объекта всё-таки влияет на безопасность сельхозпродукции?

В этом случае производить или перерабатывать сельхозпродукцию, которая в дальнейшем будет использоваться в пищевых целях, запрещено.

То есть в СЗЗ нельзя будет выращивать пшеницу или подсолнечник, любые кормовые культуры, которые идут в пищу сельхозживотным. Вам запретят разместить на участке цех по производству, например, крупы, или склад сельхозпродукции.

Как же тогда использовать участок?

Можно выращивать всё, что не идёт в пищу: цветы, коноплю с целью получения пеньки, хвойные деревья.

Цветы не принесут мне такой прибыли, как пшеница или подсолнечник! Кто компенсирует убытки?

Порядок компенсации убытков определён в Постановлении Правительства РФ от 7 мая 2003 года № 262.

Согласно этому документу, возмещать убытки должны компании или лица, деятельность которых вызвала необходимость установления СЗЗ и повлекла ограничение прав собственников земли или арендаторов.

С какого момента можно требовать компенсации ущерба?

Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

  • соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;
  • акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;
  • акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
  • решение суда.

Когда получен любой из этих документов, можно говорить с собственников опасного владельца о компенсациях.

Размер убытков определяется по соглашению сторон. Если стороны не пришли к соглашению, вопрос решается через суд.

Как определяется размер убытков?

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений.

Кроме того, в размер ущерба включаются убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Мне не нужны деньги, я хочу работать. Можно ли требовать замены участка на равноценный, но без ограничений?

В принципе, такая договорённость может быть достигнута в ходе переговоров. В случае несогласия второй стороны можно обратиться в суд.

Источник: https://agrobook.ru/instruction/moya-zemlya-popala-v-sanitarno-zashchitnuyu-zonu-chto-delat

Ответ юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: