Российское право иерархия и юридическая сила юридических актов отрасли права

Содержание
  1. Российское право иерархия и юридическая сила юридических актов отрасли права
  2. Александр Петров → За и против предметной (горизонтальной) иерархии кодифицированных и «простых» НПА: обзор доктрины
  3. Виды нормативных правовых актов. Иерархия НПА по юридической силе
  4. Иерархия нормативно-правовых актов РФ
  5. Иерархия нормативных актов по юридической силе. Иерархия нормативных актов россии
  6. Иерархия нормативных правовых актов государственных органов Российской Федерации (Горлачев Р.Ю.)
  7. Иерархия нпа отрасли
  8. Иерархия нормативно правовых актов по юридической силе
  9. Иерархия нормативно — правовых актов РФ
  10. Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации
  11. Юридическая сила как критерий построения иерархии источников права
  12. Виды нормативных правовых актов. Иерархия НПА по юридической силе.
  13. Иерархия нормативных актов по юридической силе. Иерархия нормативных актов россии
  14. Юридическая наука. отрасли российского права
  15. Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА
  16. Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой
  17. Иерархия законов по юридической силе
  18. Иерархия подзаконных актов
  19. Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор
  20. Соотношение общих и специальных норм права
  21. Источники российского права
  22. «Типичные» источники права
  23. Общепризнанные принципы и нормы международного права
  24. Конституция РФ
  25. Федеральные конституционные законы
  26. Федеральные законы
  27. Законы субъектов РФ
  28. Подзаконные акты
  29. Иные нормативные правовые акты
  30. «Нетипичные» источники права
  31. Судебный прецедент
  32. Правовой обычай

Российское право иерархия и юридическая сила юридических актов отрасли права

Российское право иерархия и юридическая сила юридических актов отрасли права

Исходя из этого, Конституция и законодательство определяют следующие группы и иерархичность источников конституционного права. 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации. 2.

Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии c ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти).

3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и др. Представляется, что из числа источников, характерных для англо- саксонской системы права, в соответствии c Конституцией и законодательством Российской Федерации к числу источников конституционного права России можно отнести: а) договоры

Юридическая сила правовых актов: Дисс.

… канд. юрид. наук / Д.И. Здунова. – Казань, 2005.– С. 51). В отечественной литературе принято разграничивать юридическую силу и обязательность источников права. Как отмечал В.Ф. Коток, юридическая сила «может быть большей или меньшей, это регулятивное свойство правового акта, проявляющееся в соотношении с другими актами.

Инфо Обязательность же не имеет степеней и представляет собой абсолютное качество любого законного акта.

Нельзя представить себе степень обязательности, не уничтожая ее самой.

Внимание Харт полагал, что «критерий юридической действительности или источник права является высшим, если правила, опознаваемые посредством обращения к нему, все же признаются» в обсуждаемом государстве юридическими «при противоречии нормам, опознаваемым с помощью других критериев, в то время как правила, опознаваемые посредством применения» этих более

Александр Петров → За и против предметной (горизонтальной) иерархии кодифицированных и «простых» НПА: обзор доктрины

В 1972 году З.С.

С. В. Поленина указывала, что для отграничения отраслей законодательства, адекватных отраслям права, от таких, которым не корреспондируют отрасли права,

«важно установить, возглавляется ли данная группа актов, охватывающая всю совокупность общественных отношений, кодифицированным актом, выступающим в качестве активного центра аккумулирующего и формирующего связи управления данной системой»

, причем «положения головного нормативного акта служат базой для их развития и конкретизации в издаваемых в соответствии с ним нормативных актах».

Виды нормативных правовых актов. Иерархия НПА по юридической силе

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться:ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права.

Иерархия нормативно-правовых актов РФ

Таким образом, мы говорим о непрерывном процессе, который действует постоянно. напрямую связана с правовой системой этого государства, о которой будет рассказано более подробно далее в статье.

Правовая система РФ имеет несколько более специфическую структуру, чем та, которая была представлена выше. Прежде всего, в неё входит не только национальная система юридических норм, но также обязательства международно-правовой России перед зарубежными государствами.

Структура также дополняется уровнем правовой культуры населения и сформированной юридической практикой. выстроена от существующей конституции, а также некоторых исторических аспектов.

Именно иерархичность структуры позволяет эффективно использовать всю правовую систему государства в повседневной жизни.

Иерархия нормативных актов по юридической силе.

Иерархия нормативных актов россии

Кроме того, необходимо согласие 2/3 представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день — не менее 54 субъектов Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по вопросам, на которые прямо указывает Конституция Российской Федерации, например, порядок принятия нового субъекта в состав России; введение чрезвычайного и военного положения и т.д.

Их отличительными особенностями являются обладание большей юридической силой в отличие от федеральных законов, а также усложненный порядок принятия (одобрение не менее чем 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 от общего числа членов Совета Федерации РФ).

Президент Российской Федерации правом вето в отношении ФКЗ не обладает. ФЗ принимаются по вопросам,

Иерархия нормативных правовых актов государственных органов Российской Федерации (Горлачев Р.Ю.)

В.М.

Сырых. М.: Эксмо, 2008. С. 240.В каждой стране, а точнее — в каждой правовой системе, устанавливается строгая иерархия, т.е. строгая система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.

Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности .

——————————— Теория государства и права: учебник для вузов / под ред.

М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004.

С. 284.В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» сказано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом,

Иерархия нпа отрасли

В целом данные отношения носят производный, или зависимый от ТО, характер.

Помимо работника и работодателя, сторонами может быть множество иных субъектов ТП.

Например: Профессиональные союзыСлужба занятостиСудОрганы федеральной Инспекции трудаБольшая часть видов данных отношений закрепляется в ТК: Отношения по организации труда и управлению трудомПо трудоустройству у данногоработодателя (отношения по приему на работу: документы, тестирование, вопросы необоснованного отказа, анкетирование…)Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.Отношения по участию работников и профсоюзов, установлению условий труда и применению

Иерархия нормативно правовых актов по юридической силе

Однако приведены в действие они были только в 1990 году с принятием Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Иерархия нормативных правовых актов также стала развиваться с появлением демократического режима в РФ.

Потраченные усилия на воссоздание государства не прошли даром.

Сегодня Российская Федерация является достаточно мощной политической и экономической державой, которая действует согласно Конституции РФ 1993 года. Итак, учитывая все вышеприведённые аспекты, можно выделить два направления, согласно которым строится иерархия нормативно-правовых актов в России, а именно:

Иерархия нормативно — правовых актов РФ

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом. Такой Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

Федеральные законы Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других ).

Иерархия нормативно-правовых актов РФ.

Правовая система Российской Федерации

НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур.

Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.

В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений.

Потому что НПА в подобных государствах – это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции. Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники.

Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент.

Юридическая сила как критерий построения иерархии источников права

В этом смысле говорят о вступлении в действие, приостановление действия, прекращении действия нормативного правового акта или его части. С другой стороны, как сопоставительное свойство, выражающее степень подчиненности данного нормативного акта актам вышестоящих органов, а значит, и его место в иерархической структуре законодательства» (Толстик В.

А. Иерархия источников российского права: Монография / В.А.

Толстик. – Н. Новгород: Общество «Интелсервис», 2002– С.21).

Подобное разграничение проводит и А.А. Белкин: «Обладание акта силой — это сохранение однажды выраженного в установленном порядке волеизъявления компетентного субъекта правотворчества по поводу изданного им акта.

В отличие от обладания силой действие акта — это поведение адресатов акта в соответствии с установленными в нем нормами» (Белкин А.А. Юридические акты: Обладание силой и действие /А.А.

Источник: http://advokatmen.ru/rossijskoe-pravo-ierarhija-i-juridicheskaja-sila-juridicheskih-aktov-otrasli-prava-83223/

Виды нормативных правовых актов.

Иерархия НПА по юридической силе.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

кто является инициатором данного НПА:

    государственный орган; общественные организации; народ (референдум).

По сфере их распространения:

    федеральные НПА; акты субъектов РФ; акты муниципальных органов; локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

По времени их действия:

    акты, принятые на неопределенное длительное время; акты временные (на определенный период).

По юридической силе: Это наиболее существенный

Иерархия нормативных актов по юридической силе. Иерархия нормативных актов россии

Инструкция Так как Российская Федерация является федеративным государством, то особенностью его правовой системы является наличие двух уровней: федерального и уровня субъектов РФ.

Причем федеральное законодательство априори выше по юридической силе, чем законодательство субъектов федерации. Федеральный уровень законодательства составляют следующие НПА:1.

Акты Правительства Российской Федерации;8. Ведомственные НПА. Конституция Российской Федерации– это НПА, обладающий высшей юридической силой на территории РФ; основа правовой системы России.

Помимо

Пермякова, «юридическая сила характеризует собою действие правовой нормы, взятой в противоположность моральному, политическому или нравственному требованию и ограничивающей их возможности непосредственного регулятивного воздействия» (Пермяков Ю.Е. Юридическая сила правовых суждений /Ю.Е. Пермяков // Юридический аналитический журнал.

Источники и формы права: Учеб.

пособие /Н.Н. Вопленко – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – С. 6). 2. В советском

Юридическая наука. отрасли российского права

Всякая наука есть указательница пути и учредительница порядка. Древний мир: Разные исторические лица Наука — полководец, и практика — солдаты. Леонардо да Винчи Известно, что суть дела — это область самих тяжущихся, меж тем как форма — это достояние судей.

Пьер-Огюстен Бомарше Система права любого государства — это сложный целостный организм с его составляющими и закономерными связями. В общей теории права принято ее выражать через категории внутренней и внешней форм права.

Во внутренней форме содержание права воплощается, прежде всего, в виде общеправовых принципов и основанной на них системе отдельных отраслей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из общеотраслевых принципов и системы определенных институтов, образующихся опять же из системы норм со всеми их структурными элементами. Норма права — это система формально определенных, общеобязательных, рассчитанных на многократное применение правил (масштабов) поведения, охраняемых силой государственного принуждения.

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА

Российское право иерархия и юридическая сила юридических актов отрасли права

Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Иерархия законов по юридической силе

Иерархия подзаконных актов

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

Соотношение общих и специальных норм права

Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ.

НПА — это основной источник права в современном государстве. Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Иерархия законов по юридической силе

Нормативно-правовые акты по юридической силе (по мере убывания сверху вниз) можно представить следующим образом.

Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА. Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:

  • вне пределов ведения РФ;
  • вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Таким образом, если те или иные правоотношения находятся либо в ведении только РФ, либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то приоритет отдается закону РФ. Если же мы говорим о предмете ведения только субъекта РФ, то и приоритет уже за законом РФ.

Иерархия подзаконных актов

Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):

  • Указы Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать.

Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Соотношение общих и специальных норм права

По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.

Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст. 819–821 Гражданского кодекса РФ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст.

7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей.

Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/yuridicheskaya-sila-normativnyh-pravovyh-aktov-ierarhiya-npa/

Источники российского права

Российское право иерархия и юридическая сила юридических актов отрасли права

Понятие «источника права»

Определение «источника права» зачастую сравнивают с таким понятием как «форма права». 

Источник права представляет собой не столько форму выражения права, сколько начало формирования права и системы факторов, которые определяют его содержание. Форма права – это системная внутренняя организация права, которая внешне выраженная для восприятия участниками общественных отношений.

Ученные-теоретики, в юридической литературе, определяют неоднозначно, а именно, как деятельность государства, направленная на создание правовых предписаний, а также как и результат такой деятельности. 

«Типичные» источники права

В правоведении выделяют следующие источники права:

  • идеальные;
  • юридические;
  • материальные. 

Следовательно, источники права отражают внутреннее содержание права и его предпосылки, а форма является его внешним выражением. Но когда речь идет все-таки об источниках права, то здесь следует понимать, что они оформляются юридически и носят общеобязательный, нормативный характер. Такие источники еще называют типичными. Сюда к ним можно отнести: 

  • международные акты;
  • конституции;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов Российской Федерации; 
  • подзаконные акты; 
  • другие нормативные правовые акты. 

В общей системе источников российского права, они являются основной частью. К «нетипичным» источникам права можно отнести правовой обычай и судебный прецедент. 

Подробнее рассмотрим каждый вид источника права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры российского государства являются основной частью всей правовой системы. Современное российское государство является участницей больше чем двадцати тысяч действующих международных договоров. 

Правовую основу межгосударственных отношений образуют международные договоры. Они способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с принципами и целями Устава ООН, безопасности и поддержанию всеобщего мира.

Законодательство Российской Федерации не должно противоречить положениям международных договоров российского государства.

Международные договоры выполняют главную роль в обеспечении законных интересов государств, в защите основных свобод и прав человека, таким образом, нормы международных договоров выше по юридической силе, чем нормы российского законодательства. Это закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Порядок исполнения, заключения и прекращения международных договоров Российской Федерацией закреплен в Федеральном законе № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Международные договоры можно подразделить в зависимости от уровня, на котором он был заключен, а именно:

  • договоры, которые были заключены от имени РФ (межгосударственные);
  • договоры, которые были заключены от имени Правительства (межправительственные);
  • договоры, заключенные от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные). 

Подобное деление носит практическое значение и определяет порядок принятия решений об их подписании и внесения предложений о заключении международных договоров. Президент РФ принимает решения о подписании наиболее важных межгосударственных договоров. 

Правительство также имеет право принимать решения о подписании межгосударственных договорах, но только по  вопросам, которые отнесены к его компетенции. 

Конституция РФ

Среди всех нормативных правовых актов, главным источником права является закон. Конституция Российской Федерации является основным законом. 

Конституция РФ обладает высшей юридической силой, применяется на всей территории РФ и имеет прямое действие.

Суды, согласно этому конституционному положению, должны рассматривать дела путем оценки содержания закона или другого нормативно правового акта, который регулирует рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять, в качестве акта прямого действия, Конституцию Российской Федерации.

Авакьян С.А. отмечал, «Конституция является основой текущего законодательства, оно развивает ее положения, поэтому и акты текущего законодательства должны соответствовать Конституции, не могут ни противоречить им, ни сводить на «нет» ее положения». 

Законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Для того чтобы защитить основы конституционного строя, основные права и свободы гражданина и человека, обеспечить верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на все территории государства – был создан институт конституционного контроля, который осуществляет Конституционный суд Российской Федерации. деятельность такого суда заключается в проверки на соответствие существующих законов духу, смыслу и положениям Конституции российского государства. 

В системе источников российского права, не менее важное место занимают Конституции и уставы субъектов РФ, которые определяют особенности развития регионального законодательства.

Такая Конституция или Устав обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, применяются на всей территории и оказывают прямое действие.

Законы и иные нормативные правовые акты, которые применяются, не могут противоречить Конституции (Основному закону) или Уставу субъекта РФ. 

Федеральные конституционные законы

Федеральными конституционными законами являются законы, которые были приняты по вопросам, указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах. Таким образом, ч. 2 ст.

65 Конституции РФ закреплено, что принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта будет осуществляться в порядке, который определен федеральным конституционным законом. Такой закон был принят и действует сейчас.

Федеральные конституционные законы определяют порядок проведения референдума, порядок и структуру деятельности судебных органов. 

Опиши задание

Федеральные законы

Федеральные законы принимаются для того, чтобы урегулировать более узкие группы общественных отношений. Особенностью их является более локальное правовое регулирование.

Это говорит о том, что в самом законе уже содержатся конкретные отношения, которые подлежат регулированию его нормами, названа цель подобного регулирования, а также субъекты, на которых распространяются его действия. К примеру, Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.

2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепил порядок и основания возникновения реализации права граждан РФ на трудовую пенсию. Данным законом также был установлен перечень лиц, имеющих право претендовать на выплату таких пенсий.

Для того чтобы наиболее комплексно урегулировать значимые группы отношений, издаются кодифицированные федеральные законы, к примеру, ТК РФ, ГК РФ, ЖК РФ, СК РФ, УК РФ, ЗК РФ.

Кодекс – это нормативный правовой акт, объединяющий в себе систематизированные правовые нормы одной или нескольких отраслей законодательства, и благодаря этому система отрасли права находит свое отражение в структуре кодекса. 

Законы субъектов РФ

Законы субъектов РФ также можно отнести к источникам права, которые принимаются законодательными органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам, касающимся своего совместного или исключительного ведения (с российским государством), перечень которых закреплен в Конституции Российской Федерации.

Как правило, подобные законы издаются в такой сфере, где отмечается недостаток федерального правового регулирования. Таким образом, субъекты РФ, принимая свои законы, создают уникальную собственную нормотворческую практику.

К примеру, в Волгоградской области был принят Закон Волгоградской области «Об экологической экспертизе на территории Волгоградской области», который дополнил комплекс норм, содержащихся в федеральном экологическом законодательстве. 

Подзаконные акты

Подзаконные акты наряду с законами также являются источниками права. Подзаконный акт – это нормативный правовой акт, который принимается в результате исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти. К такой группе источников права можно отнести нормативные правовые акты в следующей последовательности по их юридической силе:

  • акты Президента Российской Федерации;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • приказы и иные акты министерств;
  • инструктивные письма;
  • регламенты и приказы различных ведомств. 

Значение данной группы источников права заключается в том, что они описывают наиболее детально механизм действия правовых норм, которые содержатся в федеральных и иных законах, а также условия реализации правовых возможностей, заложенных в них. К примеру, если правовая норма в п. 2 ст.

15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает правовую возможность доступа к приобретению земельных участков в собственность, то подзаконные акты должны обеспечить применение данной нормы: правительством издано постановление, которое регламентирует процедуру продажи земельных участков или права на заключение договора аренды.

Нормативные акты органов местного самоуправления также можно отнести к подзаконным актам. В основном, они принимаются по вопросам, которые касаются местного значения, то есть в рамках закрепленных ст.

14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в пределах полномочий органов местного самоуправления. Они отражают специфику, которая связана с экономическим, культурным и историческим развитием местности.

К примеру, в городе-курорте Сочи органы местного самоуправления издают нормативные акты, которые направлены на развитие лечебно-оздоровительных местностей и туризма этого населенного пункта.

Также органы местного самоуправления, в северных городах России, большое внимание уделяют вопросам водоотведения, организации водоснабжения и энергоснабжения населения, а также снабжения населения топливом. 

Иные нормативные правовые акты

Локальные правовые акты (к примеру, правила внутреннего трудового распорядка, устав организации) также можно отнести к источникам права. Договоры тоже относятся, так как они носят общеобязательный характер для всех участников соглашения, либо в силу их трудовой связи с организацией действие таких актов будет распространяться и на них.

«Нетипичные» источники права

К «нетипичным» источникам права относится: 

  • правовой обычай;
  • судебный прецедент. 

Судебный прецедент

Судебный прецедент будет являться источником российского права лишь тогда, когда речь идет о судебных актах, которые не столько изменяют и создают правоприменительную практику, сколько влияют на содержание правовых норм в действующих уже законах. 

К таким актам будут относиться постановления Конституционного суда Российской Федерации. К примеру, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ № 7-П от 14.04.2008 г.

«По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами множества граждан «абз. 2 ст.

1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, где ограничивалось право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, которое расположено на садовом земельном участке, и который относится к землям населенных пунктов. Следовательно, такое ограничение, которое было предусмотрено федеральным законом, перестало действовать. 

Правовой обычай

Правовой обычай представляет собой правила поведения, которые сложились и широко применяются в конкретной сфере жизнедеятельности человека, прямо не установленные законодательством РФ.

Но их применение может быть санкционировано не только международными нормами, но и актами внутригосударственного характера. Правовой обычай относится к самому древнейшему источнику права.

Из правила, которое было порождено обычаем и оформлено юридически, получаются самые результативные правовые нормы. 

В правоприменительной практике, наиболее широкое распространение получил такой вид правового обычая, как обычай делового оборота, применение которого предусмотрено в ст. 5 ГК Российской Федерации. 

Обычай делового оборота – это не предусмотренное договором или законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенно в своем содержании, и широко применяется в какой-либо области предпринимательской деятельности, к примеру, традиции исполнения тех или иных обязательств. Обычай делового оборота можно применять независимо от того, был он зафиксирован в каком-либо документе (изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, которые содержит сходные обстоятельства, опубликован в печатных изданиях). 

По большей части, обычаи применяются в отношениях с иностранными лицами или в отношениях, которые осложнены культурными и национальными особенностями народов российского государства. Так, на территории Российской Федерации действуют семейные обычаи (ст.

58 СК РФ закрепляет, что имя ребенку дается по соглашению родителей, а отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем), обычаи морского порта (ст.

3 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). 
 

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/istochniki-rossijskogo-prava/

Ответ юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: